Иван Нехаев (anisus) wrote,
Иван Нехаев
anisus

Шпицберген, май-июнь 2009

Здесь привожу описание экспедиции на Шпицберген в мае-июне 2009 г. Описание базируется на записях в полевом дневнике и воспоминаниях. Состав - Генадий Антипович Тарасов (нач. эксп., геолог), Осип Кокин (геолог), Андрей Кузнецов (выполнял роль универсального помошника и разнорабочего), Иван Нехаев (бентолог)

20.05.2009

Вылетели из Мурманска в Тромсё. По дороге в аэропорт забыли коробки с продуктами. Пришлось возвращаться и на всех парах гнать обратно. В Норвегии (в отличии от России) было солнечно. После заселения в гостиницу мы с Андреем прошлись по городу и я сделал вывод что смотреть там особо не на что. Полезли на одну из гор, окружавших город. Тромсё — довольно небольшой город, расположенный на двух берегах фьорда и острове посередине.

Дойдя до горы мы решили подниматься пешком. После подъёма полюбовавшись видами спустились обратно, однако уже в другом месте, где пологий, с первого взгляда склон оказался довольно крутым. Впервые попробовал спуск на пятой точке по траве... это в какой-то степени так же увлекательно как и по снегу.

После прогулки вернулись в гостиницу и непродолжительных телодвижений посвящённых распитию вина и ужину. Легли спать.

21.05.2009

Встали, позавтракали, поехали в аэропорт. В Норвегии в этот день был какой-то праздник поэтому автобусы не ходят. Вообще. Никаких. На улицах было безлюдно. Единственный встреченный человек это довольно колоритный норвежский бомж который просил у нас денег — 100 или хотя бы 50 крон (одна NOK примерно равна 5 рублей). Так как автобусы не ходили (Вообще. Никак) решили вызвать такси, Осип объяснил что мол нас четыре человека с лыжами (на самом деле лыжи были только у него), но на том конце провода поняли всё буквально и приехал микроавтобус. Платили соответственно заказанной карете. Антипыч объяснил Осипу где он видел и самого Осипа и его лыжи (бегущим с лыжами за такси).

Прилетев на Шпицберген в норвежский посёлок Лонгир стали заниматься крайне увлекательным делом — ждать вертолёта в Баренцбург. Сиё увлекательнейшее занятие длилось крайне мало всего около часу. После застолья в Баренцбурге посетили баню а потом легли спать.

На улице снег около нуля градусов. Кутовая часть Грен-фьорда (это залив на одном из берегов которого расположен Баренцбург) покрыта льдом.

22.05.2009.

Во время завтрака смотрели канал «дискавери» который поведал нам об очень насыщенных отношениях зебр со львами. Здесь среди ледников это архиполезная информация.

Затем я пошёл на склад экспедиционного оборудования. В коробках с нашим (бентосным) барахлом было полно мышей, которые не причинив явного вреда оборудованию всё его колоссально изгадили. Взял банки и формалин и сходил на метеостанцию за таблицами приливов. Погода паршивая — весь день идёт мелкий снег. В колеях на дорогах вода. Между колеями труднопроходимая каша, смешанная с угольной пылью.

Когда вернулся в комнату обнаружил что она вся провоняла, мышами из-за принесённого со склада барахла. Пришлось часть из них вынести в коридор, а с мышами пришлось развернуть войну. Далее всю экспедицию занимался тем, что ловил их на специальный клей куда они прилипали пытаясь достать приманку.

Затем пошёл на литораль. Ну и узкая же она здесь! При этом на половину покрыта припаем и завали на льдинами. Некоторые из них с большим количеством вмерзших водорослей (позже я разморозил такой кусок льда — помимо водорослей там оказались также гидроиды). После ужина собрали Осипа и Андрея в поход в кут фьорда, где находился Ледовый домик, куда нам надо было попасть. (до этого хотели совершить туда не лыжную а снегоходную прогулку. Но, увы, наш снегоход не утоп в снежно-угольной каше рядом с гаражом). Дорога была тяжёла пока везли лыжников машину постоянно заносило и местами она еле-еле преодолевала снежные препятствия.

23.05.2009

Поспав три часа пошёл на литораль (время ценно и поначалу работал на каждом оливе (т. е. два раза в сутки), но потом видя что объём проб получается большой поумерил свой исследовательский пыл).

В коридоре узрел вещи Осипа и Андрея. Интересно — дошли они или нет?

По возвращению с литорали лёг обратно спать. На обеде рассказали что дорога непроходиом для снегохода. А лыжнки и вовсе вязли по колено. Поездка в кут фьорда задерживается.

Я пошёл проверять мышеловки, расставленные накануне, обнаружил кучу мышей.

В 18.00 сходил на литораль ближе к куту фьорда, фауна тут интересней чем в районе Баренцбурга. Особенно много собрал моллюсков Margarites helicinus и рачков отряда Amphipoda. Берег у выхода из фьорда обрывистый и сложено осадочными породами которые в местах выхода сильно потрескавшиеся. Такую скалу можно разбирать руками по камушкам. Над обрывом слой снега высотой 1-1,5 метра (возможно больше снизу трудно оценить). До места сбора шёл по берегу а обратно поверху как раз по этим скалам, затем вышел на дорогу, ведущую к вертолётной площадке, где «тормознул» вахтовку на которой и доехал до посёлка.

Когда пришёл все уже поужинали. Я наверстал упущенное и сходил на метеостанци вылез в интернет.

24.05.2009

С утра обсуждали сложившуюся ситуацию. Решили лететь в кут фьорда на вертолёте. Вылет назначили на утро 26.05.

Проверил мышеловки, помог Осипу с Андреем набрать труб для их геологических нужд. Затем сел за бинокуляр раскидывать зверьё по баночкам. Накидавшись вдоволь пошёл на литораль. Солнце стало выглядывать из-за туч. В том месте где собирал сегодня берег был ещё более обрывистый поэтому спустится к литорали было местами затруднительно. Когда шёл обратно (там где я был сегодня дорог уже нет) следы замело. Правда местами виднелась снегоходная трасса а также цепочки старых следов (медвежьих???). Так я дошёл до вертолётной площадки, где вышел на дорогу.

Поужинав (первый раз) пошли с Осипом на Олаф (гора недалеко от посёлка) в познавательно-спортивных целях. Осип на лыжах а я на снегоступах. Заходили с разных сторон и встретились на вершине. После непродолжительной фотосессии приступили к спуску. Вот тут уже началсоь самое интересное ибо для спуска был избран другой склон, сначала он казался более привлекательным а потом вдруг оказался полностью покрытым жёстким фирном. Настолько жёстким что никакие кошки от снегоступов на нём не держали. Уходил этот склон в долину реки так что лететь было куда.... Долго пытались спускаться, и в какой-то момент Осипу удалось нормально выехать из фирновой зоны. Однако я на снегоступах мог кататься только вниз причём с увеличением скорости в геометрической прогрессии. Поэтому пришлось Осипу подъезжать ко мне и лужами рубить ступеньки. Когда вышли на более пологое и безопасное место спуск продолжили «на штанинах».

Пришли в три ночи, поужинали (во второй раз) и легли спать.

25.05.2009

После завтрака поехали отвезти нашу лодку типа «зодиак» к морю. На воду спускать не стали из-за сильного волнения. Положили на берегу до следующего раза.

Потом пошёл собирать пробы в районе заброшенной норвежской китобойной станции (впрочем находящейся рядом с посёлком) на м. Финнисте. Первый раз видел окаменевшее пЫво!!! :-). Пробы собирал между льдин.

26.05.2009

Улетели в ледовый домик что стоит в куту славного Грен-фьорда на берегу менее славного Ледового озера (по иронии судьбы каждый день возвращаясь домой выхожу на остановке с этим названием).

По приезду начали бурить озеро. Геологи очень хотять получить колонку донных осадков. Особенность этого озера в том, известно что возраст его меньше сотни лет. Таким образом по этой колонке можно будет оценить особенности процессов происходивших там в самое последнее время. Но отбор такого рода проб сопряжен с определённого рода трудностями. Ну-во-первых собирать наиболее удобно со льда (что и было реализовано). Во-вторых самодельное буровое оборудование не всегда хорошо работает. В-третьих извлечь это самое оборудование из подо льда в случае неудачи крайне проблематично.

Во второй половине дня мы с Андреем как наименее заинтересованные в получении сих проб были отмечены пошли гулять на ледник который располагался на противоположном берегу озера. Эмоций было много... тут я второй раз (после похода на Олаф) пожалел что оставил в Мурманске альпснарягу.. хотя бы ледоруб. Но делать было нечего — мы насмотрелтсь на ледниковые катакомбы и трещины и пошли обратно. По возвращению рассказали об этом Осипу. В ту же ночь мы вдвоём с Осипом пошли туда опять. По его словам в прошлые года подойти туда не было никакой возможности так как снег был очень рыхлый. Этот второй раз сопровождался рассказами профессионального геолога про то что где находится и как оно образовано. Кроме того в некоторые ледниковые трещины всё-таки спустились.

28.05.2009

Утром услышав команду «работать» кто-то толкнул идею — а не вынести ли на улицу раскладушки на которых мы спим дабы улечься на них в спальники и в таком виде сфотографироваться? Идея была всеми, включая Антипыча поддержана. По ходу реализации этой затеи родилась мысль сфотографироваться также в неглиже. Так получилось две фокти на которых трое молодых людей на льду озера на фоне шпицбергенских гор загорают на расклудугках. В одном случае в спальниках а в другом — без них.

После бурений втроём пошли туда же. В этот раз было очень солнечно, на радость мне вылезла всякая всякая членистоногая живность, поэтому с утра понатыкал вокруг домика ловушек Барбера. Сам же пошёл с тайной мыслью насобирать ещё кого-нибудь. Осип хотел отобрать пробу льда на леднике, чтобы определить его возраст. Андрей как только мы пришли на место пошёл в самостоятельную лыжную прогулку. Ледник сильно таял поэтому с него постоянно сыпались камни и сосульки что существенно затрудняло жизнь Осипу пытавшемуся подойти поближе. Он всё же отобрал какие-то пробы, правда не везде где хотел, что в принципе было благоразумно ибо даже там где он собирал рядом с ним упал булыжник размером наверно с голову.. неприятно. Я же в виду отсутствия других животных собирал клещей. Причём под и рядом с цветами — они уже начали цвести на плешках, свободных от снега. Закончив свои дела решили что Андрея ждать не комильфо, и стали на снегу писать большими буквами мол «пошли в домик». За этим занятием нас застал сам Андрей и долго пытался выяснить — чем же это мы таким занимаемся. Букв в нашем труде он не признал за что был обвинён в недальновидности отсутствии воображения и проч. Вернувшись домой стали упаковывать вещи и готовится к завтрашнему походу обратно. Идти решили на лыжах, ибо «хелекоптер нихт»... в смысле дорого это.

29.05.2009

На следующий день двинули в путь. Тащили два больших рюкзака и одни волокуши. Менялись, так что всё несли по очереди. Снег был хороший, дошли до посёлка часа за три. По ходу видели много тюленей. Вернувшись на базу разобрали вещи, и занялись своими делами.

30.05.2009

Втроём поехали делать гидрологические станции в Грен-фьорде. Мокали в воду зонд который измеряет ряд гидрохимических показателей. Покатавшись по заливу несколько часов причалили к противоположному берегу дабы спокойно и без качки попить чаю с салом. Остановились рядом с водокачкой. Воду для Баренцбурга берут из одного из озёр на противоположном берегу, которое питается из ледника. Вода чистейшая, но пока доходит до посёлка становиться ржавой так что её там очищают. Причём вроде бы как ещё и в здании КНЦ стоят фильтры, но вода всё равно жёлтая. Вместо этих фильтрующих систем конечно можно поставить и пластиковые трубы, но.. «мы не ищем лёгких путей». Ну так вот, остановились напротив некоей насосной станции которая отсылает воду в посёлок. Решили зайти посмотреть что внутри. Внутри было тепло и звонил телефон, людей не было поэтому покинули сей дом во избежание чп. Когда кончили перерыв на берегу к нам приехал некий товарищ на снегоходе. Он сказал что живёт у озера на на насосной возле озера и приехал узнать почему сработала сигналиция в будке, куда мы заходили. Живет их там несколько человек, нет ни интернета ни телевизора. В посёлок не ходят. Рассказал о том что в том месте где мы сидим людят собираться моржи. Они и вправду плыли большой стаей по заливу. Отход от берега решили отложить так как моржи сила страшная и у лодки против его бивней шансов мало, ружьё также набили патронами. Когда моржи улеглись на определённом удалении от нас мы вышли в море. Потом правда опять причалили чтобы сфотографироваться рядом с моржами. Потом подошли совсем близко, они не обращали на нас внимание. Молча лежали по выражению Ф. Нансена как «большие колбасы», время от времени хрюкали, толкались и били друг друга бивнями. Нафотографировавшись вдоволь пошли делать остальные станции.

Закончив с зоном стали кидать драги. Кидали их следующим образом — Осип на лодке уходил на опрелённое удаление от берега и кидал драгу, которая была прикреплена к тросу конец которого был у меня в руках. Потом я её вытягивал с берега. Уловы были крайне скудными. Как только закончили покидали барахло в машину и поехали на базу, отмечать завершение научной части экспедиции. Это завершение совместили с таким же мероприятием у группы сейсмологов, которые на слеующий день отчаливали домой.

31.05.2009

Проснулся. Принялся разбирать вчерашние драги. Работалось тяжело. Разобрал. Потом когда проснулись все остальные сварганили поесть и принялись запихивать лодку обратно на склад и паковать вещи. Так и прошёл день.

1.06.2009

Прилетели в Лонгир. С осипом сходили в UNIS — местный НИИ, там пообщались с его друзьями. Затем я слазил на одну из гор в окресностях. Полез по крутому склону. Температура была положительная поэтому снег нещадно таял а почва на склоне превратилась в жижу. Скалы из осадочных пород держали плохо и постоянно пытались увлечь меня вниз. Но спускать обратно было ещё опаснее чем подниматься поэтому дошёл до верха. На вершине меня встретила табуретка стоящая над обрывом, когда подошёл поближе увидел на ней надпись по английски и украински, смысл которой состоял в том что табуретка установлена в память о некоей культурной экспедиции «с табуреткой к полярному сиянию». Спускался по пологому склону — на нём была дорожка для «спуска на штанинах» посему расстояние в километр или чуть меньше преодолел минут за пять. После прихода в гостиницу с Андреем и Осипом пошли к друзьям последнего. Спать легли поздно.

2.06.2009

Прилетели в Тромсё. В гостинице выйдя в интернет узнал что нужно сдавать диплом через неделю... да уж у меня он написан максимум процентов на 30. Настроение испортилось, весь вечер ходил по дождливому городу а в голове вертелось «я сижу и смотрб в чужое небо из чужого окна» В. Цоя.